Последние новости

Реклама

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Раздел 1

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Страница 14

Организация внутреннего архитектурного пространства здания определяется функциональной целесообразностью, т. е. соответствием его объема тем социальным и технологическим процессам, для которых оно предназначено, и его формообразованием по законам красоты. Такая задача предполагает разграничение жизненных процессов с одновременным установлением необходимых и кратчайших связей в их системе. Как внутреннее, так и внешнее пространство обладают большой силой эмоционального воздействия на человека. Ощ способны вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, которые выражают стремление человека к гармонии, целесообразной организации пространства вокруг себя, единству частного с целым, а также неосознанный протест против нарушения этих закономерностей. Ощушение прекрасного в архитектуре возникает в тех случаях, когда художественный образ архитектурного произведения соответствует идейному замыслу, удачно раскрывается тектоника, найдены закономерности его пропорций, фактуры и цвета материала, установлена гармония с окружающей средой.

В разные исторические эпохи понимание прекрасного и приоритет отдельных составляющих этого понятия были различны: 20-е годы нашего века характерны выявлением функции в любом проектируемом сооружении и предельно ясным выражением его конструкции. Работы советских архитекторов В.А., A.A. и J1.A. Весниных, М.Я.Гинзбурга, И. А. и П. А. Голосовых отчетливо показывают стремление положить в основу архитектурной формы функцию сооружения и его конструкцию. Так, во Дворце культуры автозавода им. Лихачева (архитекторы Веснины) выявлены отдельные функциональные части сооружения, и внутренние пространства зрительно объеди-

няют"я, перетекают одно в другое и раскрываются в окружающую среду. За рубежом ярким примером функционализма явился комплекс зданий Баухауза архит. В. Гропиуса. Композиция комплекса построена на выявлении его трех основных составляющих-мастерских, учебных аудиторий и студенческих общежитий, объединенных переходами.