Последние новости

Реклама

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Раздел 1

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Страница 16

Какие же средства художественной выразительности делают архитектурные произведения эмоциональными?

Цель создания инженерной конструкции и архитектурного сооружения-получение прежде всего наиболее рационального решения поставленной задачи. В создании инженерной конструкции используются технические и материальные возможности своего времени; в архитектурном сооружении они применяются с учетом эмоционального воздействия, создаваемого пластической их разработкой. Стремление к достижению определенного божественного образа может стать причиной видоизменения материала и конструкции. Архитектурное сооружение обретает определенный художественный образ высокого эмоционального воздействия благодаря идейному замыслу, которому подчинены как выбор целесообразной конструкции и материала, так и их пластическая разработка.

Если архитектурное произведение своими формами, членениями и пропорциями изображает не те конструкции и материалы, из которых оно сделано, сооружение перестает быть произведением архитектурным, а становится скульптурой. Скульптурным произведением является форма, которая прежде всего зависит от формы изображаемого предмета и в минимальной степени подчиняется свойствам материала, из которого она сделана.

Архитектура—искусство не изобразительное, а созидательное. Она не изображает предмет, как это делают рисунок, живопись и скульптура, которые в художественных образах воспроизводят явления действительности, она их создает.

Архитектор строит только то, что отвечает запросам потребителя, строит из тех материалов и в тех конструкциях, которые отвечают уровню технического и социального развития общества, для которого он строит.

Архитектура выражает уровень развития производительных сил общества, его социальную структуру и идеологию, поэтому при оценке архитектурного произведения нужно всегда исходить из учета тех исторических условий, в которых эти произведения создавались. То, что было целесообразно и прекрасно вчера, в условиях других социальных и технологических требований может подвергнуться переоценке. Однако существует одна категория оценки прекрасного, которая одинаково действенна для произведения архитектуры всех веков. Этой категорией является гармонизация сооружения в целом и в его частях, выраженная в их последовательной соразмерности. В искусстве нет законов, а есть закономерность, найденная _ художником. И именно она, эта найденная закономерность, определяет формирование образа сооружения и его гармонию.