Последние новости

Реклама

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Раздел 1

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Страница 10

Приемы композиции общественных центров чрезвычайно разнообразны: замкнутые и раскрытые площади; сложные системы взаимосвязанных открытых пространств, перетекающих друг в друга; улицы и даже целые планировочные узлы, связанные такими природными факторами, как река, озеро или зеленый массив (рис. 1.4).

Общественные здания могут целиком формировать площадь, располагаясь по ее периметру. Такова площадь В. И. Ленина в Ереване с полукружиями правительственных и общественных зданий; Дворцовая площадь в Ленинграде, образованная Зимним Дворцом, зданием Главного штаба и Экзерциргаузом, с Александровской колонной, поставленной на пересечении ее главных осей; такова площадь св. Марка в Венеции, сформированная зданиями старых и новых прокураций, собором св. Марка и отдельно стоящей Кампанилой фиксирующей зрительную границу между площадью св. Марка и Пьяцеттой.

История градостроительства знает много примеров размещения общественных зданий на площадях. Так, поставлен в Ленинграде бывший Алек- сандринский театр (ныне театр драмы им. А. С. Пушкина) на площади, которую образуют Публичная Библиотека им. Салтыкова-Щедрина, сад и павильоны Аничкова дворца, жилой дом и корпуса бывш. Удельного Департамента (ныне здания хореографического училища). Аналогичным образом размещаются : в Ленин граде - Исаакиев- ский собор, в Париже-Пантеон, Гранд Опера, и Дворец инвалидов; средневековые ратуши в Таллине, Львове, Лейпциге и во многих других городах.

Формируя главные площади крупных городов, общественные здания часто размещаются по оси симметрии этих площадей, например Дома Советов в г. Калинине, Воронеже и Пензе, или асимметрично как в Ташкенте, Йошкар-Оле, Туле.

Современная практика проектирования и строительства городов дает новые примеры композиционного решения общественных зданий и комплексов: центр новой столицы Бразилии г. Бразилиа и центр новой столицы штата Пенджаб г. Чандигарх. В первом случае это цепь парадных площадей, гигантской лестницей спускающихся к водохранилищу по оси симметрии города с запада на восток. Наиболее парадные общественные здания города очень лаконичной и ясно читаемой формы с ярко выраженной осью симметрии связаны в единый ансамбль сложной системой пара- лельных и перпендикулярных осей, подчиненных главной оси всего ансамбля. Во втором- это яркий пример композиции, в которой единое пространство обтекает свободно поставленные здания. Постановка общественных зданий, из которых состоит правительственный центр-Капитолий, подчинена двум перпендикулярным осям: главной, направленной из города на Гималайские горы, подчеркнутой протяженностью поставленного параллельно ей корпуса министерств (секретариата), и перпендикулярной ей пешеходной эспланаде, замкнутой с одной стороны дворцом Ассамблеи, а с противоположной - дворцом Правосудия.