Последние новости

Реклама

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Раздел 1

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Страница 95

Разновидностью гипаров являются так называемые седловидные покрытия с криволинейным планом. Интересным примером такого решения может служить покрытие киноконцертного зала «Украина» в Харькове.

Висячие и вахтовые покрытия особое значение приобретают в тех случаях, когда основные несущие элементы работают на растяжение.

Пролеты висячих мостов значительно превышают 1 км, а в общественных зданиях величина пролета висячих и вантовых покрытий не превышает 200 м, т.е. максимальных размеров самых крупных стадионов или выставочных помещений. В качестве материала для растянутых элементов

принимаются тросы из высокопрочных проволок с расчетным сопротивлением 9000-1100 МПа. Сетка из таких тросов имеет массу 2-3 кг на 1 м2. Однако при высокой прочности тросы не обладают достаточной жесткостью и при неравномерной нагрузке дают весьма значительные деформации, поэтому в висячих покрытиях применяются стабилизирующие тросы, которые создают предварительное натяжение в несущих тросах.

Висячие покрытия подразделяются на покрытия, уложенные непосредственно по тросам, и на покрытия, подвешенные к несущим тросам.

Примером одного из наиболее простых висячих покрытий является покрытие гаража в Красноярске, в котором тросы подвешены к торцевым рамам, а на них уложены тонкостенные железобетонные плиты. Для обеспечения неизменного положения несущих тросов, они натянуты на разной высоте, образуя поперечный свод. Стабилизирующие тросы притягивают основную систему к бортовым элементам продольных стен. Натяжение тросов вызывает в с гонках рам большие горизонтальные усилия, для восприятия которых к верхней части стен присоединены мощные заанкеренные наклонные балки, на которые уложены стеновые панели. Образованное дополнительное пространство используется для установки автомобилей.