Последние новости

Реклама

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Раздел 2

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Страница 250

13.3. Театральная сцепа и зрительный зал

В истории театра сложились две основные системы организации театрального действия. Одна, идущая от античности, объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого зала. Зрители при этом располагаются с трех сторон открытой сценической площадки. Устройство выхода для актеров и установка декораций возможны только у задней стены. Другая, идущая от ренессанса и барокко, отделяет рамой портала действие на глубинной сцене от зрительного зала.

Практика театрального проектирования и строительства последующих эпох, особенно XX в., богата непрекращающимися попытками создания различных форм сценического показа, кроме открытой (рис. 13.4, а, 6) и глубинной портальной сцен. Здесь прежде всего надо сказать о сцене-арене, подобно цирковой арене со всех сторон окруженной зрителями (рис. 13.4, д, ё). Существуют попытки создания кольцевой сцены, охватывающей зрительный зал. Известны и некоторые промежуточные решения сценического узла (например, трехпор- тальные или панорамные сцены; рис. 13.4, ж, з).

Современная техника позволяет добиться трансформации - сопряжения сцены со зрительным залом и даже изменения их формы и размеров в зависимости от постановочных нужд. Настойчивые поиски максимально мобильного решения основного сопряженного ядра театра-сцены со зрительным залом характерны для нашей эпохи (рис. 13.5, а; см. также рис. 13.7, а, б).

В течение более трех столетий портальная сцена получила преобладающее распространение в проектирова

нии и строительстве театров. Целесообразно поэтому начать описание основного сценографического узла с нее и остановиться на ее устройстве более подробно.

13.3.1. Портальная или глубинная театральная сцена и зрительный зал