Последние новости

Реклама

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Раздел 2

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Страница 255

Для удовлетворительной видимости недостаточно, однако, приближения зрителя к сцене. Не менее важно обеспечить необходимое превышение его зрения над головами впереди сидящих. По нашим нормам оно должно быть не менее 6 см. Допускается уменьшение превышения до 4 см лишь на балконах и ярусах.

Театральное действие, происходящее за порталом в глубинной сцене, полностью и беспрепятственно воспринимается с тех мест, которые расположены в плане в прямоугольнике шириной, равной ширине портала. Условия видимости принято считать также приемлемыми на местах, расположенных в пределах горизонтального угла, стороны которого касаются краев портального проема и пересекаются на оси сцены и не превышают 35° для драматических и 30' для музыкальных спектаклей. Различная величина угла объясняется различной глубиной игровой площадки в драматических и опер- но-балетных постановках.

По тем же условиям видимости места должны располагаться в пределах вертикального угла, верхний предел которого обычно нормируется в 30°, но не выше портальной рамы. Построение этого угла ведется на ноги актера, стоящего на красной линии сцены.

За пределами указанных углов, как показывает практика, действие искажается резким ракурсом,* и значительная часть сцены скрыта от глаз зрителей.

Различают два основных типа зрительного зала-ярусный (рис. 13.8) и амфитеатральный (см. рис. 13.7 и 13.10). Наибольшее приближение зрителей к сцене дает многоярусный зал. Однако при чрезмерном количестве ярусов (4-5), доведенных к тому же по боковым стенам до портальной стены, большая часть мест находится за пределами приемлемых условий видимости. Лучших условий видимости удается добиться в залах с двумя-тремя ярусами, расположенными только у задней стороны зрительного зала. Основным недостатком многоярусного зала остается сложность вертикальных коммуникаций для зрителей и необходимое для этого увеличение площадей и объемов здания. При амфитеатраль- ном зале все зрители размещаются на одной поверхности партера и амфитеатра, т.е. сравнительно невысоко от планшета сцены. Загрузка зала и эвакуация зрителей при этом значительно упрощаются. Ряд постановщиков (особенно драматических спектаклей) считают одним из достоинств амфитеат- рального зала также то, что такое расположение зрителей усиливает их контакт с актером. Однако задние места, расположенные в едином партере- амфитеатре в зале вместимостью более 600 мест, оказываются слишком удаленными от сцены, и действие в глубине сцены становится плохо видимым и слышимым.