Последние новости

Реклама

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Раздел 3

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Страница 261

В современной практике концертной деятельности достаточно четко сложились следующие жанры: концерты больших симфонических оркестров, камерных оркестров, эстрадные, хореографические, концерты народных ансамблей, литературные и сборные концерты, включающие номера нескольких жанров, а иногда и цирковые. Несмотря на такое разнообразие жанров, на практике, по соображениям рентабельности, редко строят специализированные залы для отдельных жанров. Обычно концертные здания используются для всех концертных жанров. По акустическим и экономическим соображениям залы для камерной музыки предпочтительно, однако, устраивать сравнительно небольшой вместимости (до 600-800 мест), а залы для выступления крупных хоровых и симфонических коллективов-большей вместимости (1000-2500 и более зрительских мест). Так как в концерте требования видеть мимику исполнителя или детали его движений не являются определяющими, максимальная удаленность последнего ряда мест от эстрады лимитируется главным образом необходимостью восприятия естественного звука. Принято считать, что при хорошей акустике этим требованиям отвечают залы с удаленностью последнего ряда от эстрады примерно , на 35 м. Большая глубина зала влечет за собой невозможность обеспечить оптимальное время реверберации, приводит к возникновению наслоения звуков (эха), потере четкости, ясности и чистоты звучания, ухудшению условий видимости.

Специальные акустические требования к концертным залам изложены в главе 5. Здесь же необходимо обратить внимание только на те требова- , ния, которые сильно влияют на объем- но-пространственное построение зала. Для обеспечения оптимального времени реверберации объем воздуха в зале на одного зрителя должен находиться в пределах от 7 до Юм. При этом чем меньше вместимость зала, тем больше должен быть объем воздуха на одного зрителя. Форма зала в плане и разрезе должна обеспечивать получение по возможности одинакового времени затухания отражений звука от стен и потолка в разных направлениях. Чтобы не ощущалось эха, разница в путях, проходимых отраженным и прямым звуком, не должна превышать 19 м, для чего отражающие поверхности располагают не слишком далеко от прямых путей звука. Большой объем воздуха на одного человека, необходимый для обеспечения оптимального времени реверберации, может быть получен только увеличением высоты зала (до 20 м), ибо увеличение размера зала в плане равносильно удалению зрителя от эстрады и поэтому нежелательно. Но при такой высоте в партере создается чрезмерное расхождение во времени восприятия прямого и отраженного от потолка звука. Для устранения этого недостатка на промежуточном уровне обычно вводятся подвешенные звукоотражающие панели, направленные под разными определяемыми акустическим расчетом углами, расположенные в передней части зала или во всем зале. Плоскости боковых стен зрительного зала членятся отражающими звук экранами, а иногда и ложами или ярусами для зрителей.