Последние новости

Реклама

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Раздел 3

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Страница 285

В середине XIX в. пантомима теряет значение ведущего жанра и действие ее переносится на манеж. Таким образом, отпадает необходимость в сцене. Здание цирка освобождается от композиционного конфликта между сценой с характерной направленностью зрителей в одну сторону и ма-' нежем, окруженным зрителями со всех сторон. На этом же этапе в репертуар цирка вошла воздушная гимнастика, которой потребовалось свое жизненное пространство -полусфера перекрытия.

Возникает совершенно новый типологический вид сооружения, специфику которого определяет зрительный зал круглой или многоугольной формы с манежем в центре. Зал перекрывается пологим куполом с устройством приспособлений для подвески гимнастической аппаратуры. Таким образом, сооружение строится на ведущей вертикальной оси, что определяется цен- тричной структурой здания.

Глава. Цирки

Зимние капитальные цирки проектируются для больших городов и являются уникальными общественными сооружениями с характерными объемом и силуэтом. К ним необходимо обеспечить удобные подходы для пешеходов и подъезды общественного транспорта. Участок, на котором проектируется цирк, его положение в городе, а также характер близлежащих кварталов, улиц, бульваров, парков обусловливают архитектурно-планировочное решение здания.

По своей композиции цирки можно условно разделить на два основных типа, тенденция к формированию которых прослеживается начиная с XIX в.

На участках, где явно выражен главный парадный подход к зданию, располагаются цирки первого, наиболее распространенного типа, состоящего из основного объема зрительской части и примыкающего к нему производственного корпуса. Как правило, основной объем проектируется цен- тричным и симметричным, а производственный корпус может иметь более свободную форму в зависимости от условий участка и решения генерального плана.