Последние новости

Реклама

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Раздел 3

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Страница 304

При решении экспозиции следует учитывать быструю утомляемость посетителей. В музеях создаются места отдыха, а также предусматриваются изменения в характере подачи экспозиционного материала. Для психологической разрядки желательно обеспечить визуальную связь с внешней средой.

16.6. Пространственное построение музея

Объемно-пространственная организация музейного здания зависит от замысла и идейно-художественной концепции автора. Одним из принципов объемного построения является «универсальное пространство», меняющееся и трансформируемое во времени в соответствии с требованиями экспозиции. Впервые применивший этот принцип архит. Мис ван дер Роэ реализует его последовательно в проекте «Музея для небольшого города» (1942 г.), в Национальной галерее в Западном Берлине (1960 г.; см. рис. 16.3, В). Нерасчлененное свободное пространство имеет минимум элементов архитектуры: легкие свободно стоящие стены не доходят до потолка, отсутствуют внутренние опоры, ничто не отвлекает от экспозиции. При свободном плане и подобной организации пространственной среды произведения искусства взаимодействуют друг с другом и с окружающим пространством: через витражи посетителю раскрывается окружающий пейзаж, который служит фоном экспозиции.

Наряду с тенденцией к открытости пространства музея во внешнюю среду типологическим признаком музейных зданий, функционально и художественно оправданным, можно считать решение интерьера музея, изолированного от внешней среды глухими поверхностями. Примером такого решения может служить проект музея в Каракасе архит. О. Нимейера (рис. 16.3,£).

Композиция здания музея получает органическое единство, если придерживаться принципа проектирования от внутреннего пространства к экстерьеру, выдвинутого Ф.Л. Райтом. Так, объемно-пространственный замысел (1959 г.) в музее С. Гуггенхейма получает полное отражение во внешней архитектурной форме. Структура гигантского пандуса, поднимающегося к светящемуся куполу, выражена в глухом ступенчатом пластическом объеме (рис. 16.2, Г).