Последние новости

Реклама

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Раздел 4

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Страница 432

Архитектурно-планировочная композиция компактных центров связана главным образом с пешеходной зоной в виде площади. В зависимости от конкретных градостроительных условий архитектурно-планировочные решения пешеходной площади могут быть различными: она может быть открытой с одной (схемы 6, 7), двух сторон (схема 8) или замкнутой (схема 70) и т.п.

При расположении пешеходных и транспортных трасс раздельно в одной плоскости целесообразно крупные общественно-торговые комплексы городского значения размещать между двумя магистралями (схема 9). Эта схема позволяет организовать удобные подъезды с двух магистралей, но недостатком здесь является дробление транспортно-хозяйствен- ной зоны на две части, точно так же, как и в схеме 3. Композиционный прием, соответствующий схеме 10, основан на размещении объектов комплекса на площади, которая расположена по обеим сторонам магистрали. Прием имеет существенный недостаток, так как расчленение центра магистралью на две обособленные части затрудняет загрузку объектов и повышает опасность для пешеходов. Для сокращения числа пересечений магистрали посетителями центра как паллиативное решение рекомендуется группировать близкие по функции объекты на одной из сторон: например, по одну-торгово- бытовые, по другую-зрелищно-развлекательные.

Расположение объектов центра по четырем сторонам транспортного перекрестка и в одном уровне с ним (схема И) нельзя считать целесообразным, так как площади на перекрестках городских улиц являются наиболее напряженными в транспортном отношении и, несмотря на устройство внеуличных переходов, неудобны для посетителей-пешеходов.

Радикального решения пешеходно- транспортных и архитектурно-пространственных вопросов можно добиться на основе композиционной схемы 12 с устройством развитого пешеходного уровня над пересечением магистралей и организации пространственной связи между отдельными его участками. В экспериментальном проекте планировки, застройки и организации общественного обслуживания северо-западного района Челябинска (предложение МАрхИ; см. рис. 24.5). Общественно-торговый центр этого крупного планировочного района с населением 300 тыс. жителей расположен над пересечением городских магистралей; с полным разделением пешеходного и транспортного движения; с организацией пешеходной зоны над транспортными путями, удобно связанной с прилегающими жилыми районами. Основные объекты этого комплекса-универмаг, универсам, Дом быта, киноконцертный зал;, гостиница-расположены на пешеходной платформе И КОМПОЗИЦИОННО ею объединены. Под платформой находятся склады, гаражи, автостоянки, остановки автобусов, троллейбусов и станция метрополитена.