Последние новости

Реклама

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Раздел 4

В. В. Адамович. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Страница 433

Композиционная схема 13 соответствует размещению общественно-торговых центров по принципу «фокусирования», когда их объемы располагаются на пешеходной платформе над магистралью! Этот прием обеспечивает безопасность пересечения пешеходами транспортного пути, непосредственные связи центра с жилой зоной, так как «фокальный» центр находится в геометрическом месте жилого комплекса на стыке пешеходных и транспортных путей. Характерными примерами композиционных решений по данной схеме могут служить общественно-торговые центры городов- спутников Веллингбю (Швеция) и Кам- берноулда (Великобритания), а также проект местного центра, разработанный МАрхИ.

Примерами компактных композиционных решений местных центров являются торговый комплекс в Ленинграде на Гражданском проспекте, состоящий из трех объемов, объединенных платформой на уровне вторых этажей и сблокированный (рис. 24.1); местный торговый центр в г. Навои (рис. 24.9), решенный единым объемом в два этажа с подземным дебаркадером. В проекте общегородского торгового центра г. Тольятти предприятия обслуживания объединены в одном четырехэтажном объеме с подземным уровнем, размещенном на общей пешеходной платформе общественного центра города (см. рис. 24.8).

Крупные общественно-торговые центры в виде сложных многоярусных структур имеют существенный недостаток: они лишены непосредственной связи с поверхностью земли, с природным окружением. В подобных случаях особо важно обеспечить простоту и ясность схемы движения и компоновки помещений с хорошей зрительной ориентацией для посетителей.

В планировке и застройке пешеходной зоны крупных общественно-торговых центров многообразие композиционных решений достигается путем создания систем торговых улиц и площадей. Расчлененные центры сложной многообъемной композиции сочетают в себе достоинства и той и другой системы (схемы 14, 15). Территория центра ограничивается кольцевой магистралью, которая изолирует его от потоков транзитного транспорта, организует движение к центру и распределяет его к стоянкам и остановкам общественного транспорта. Эти остановки служат для посетителей основными входами в ансамбль общественно-торговых комплексов. У остановок размещаются главные объекты обслуживания-«полюсы притяжения» центра. Композиционными акцентами являются крупные объемы универсальных магазинов, гостиниц, административных зданий. Они служат вертикальными доминантами пространственной композиции всего ансамбля. Свободное пространство вокруг компактно расположенных групп зданий и всего комплекса, внутренние дворы, крытые переходы и т. п.-все это создает единую пешеходную зону, благодаря которой обеспечивается взаимосвязь объектов обслуживания с транспортными подъездами и окружающей средой, улучшается зрительная ориентация посетителей (рис. 24.11).